Патриотическое воспитание сегодня – это социальная потребность Российского общества. 

Одним из направлений патриотического воспитания сегодня является кадетское движение. Сейчас, как никогда, важно возрождение богатых традиций военно-патриотического и гражданского воспитания молодежи. Ведь именно с возрождением патриотизма можно наиболее эффективно прийти вновь к величию Российского государства.

Деятельность кадетских классов осуществляется в соответствии с ФЗ «Об образовании», региональным законом «Кадетское образование в Архангельской области» и программой «Развитие образования в Онежском районе».

 В 2016 – 2017 учебном году в школе 6 кадетских классов (154 чел.). Разработана программа кадетского образования. Кроме общеобразовательных предметов во всех кадетских классах есть строевая подготовка и хореография. Старшие кадетские классы изучают предметы «право», «правоохранительная деятельность», есть огневая подготовка. В 5 кадетском классе – строевая подготовка, «История кадетского движения», «Туризм и краеведение», ОФП. В 1-4 классах – «Азбука этикета», «Краеведение», «Азбука дорожной безопасности», хоровое пение. Кадеты принимают активное участие в школьных, городских, районных мероприятиях гражданско – патриотической направленности.

Основные направления деятельности:

  • создание условий для физического, интеллектуального и культурного развития кадет;
  • создание условий для воспитания чувства любви к Родине, к истории воинской славы, для совершенствования военно-спортивной подготовки;
  • научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение кадетского компонента;
  • работа с педагогическим коллективом по реализации современных педагогических технологий на этапе ранней профилизации в кадетских классах;
  • связь с ВУЗами, СУЗами профильной направленности;
  • работа по реализации системы социальной защиты воспитанников кадетских классов;
  • укрепление материально-технической базы;
  • трансляция деятельности ОУ по реализации кадетского компонента на родительскую общественность, в открытом информационном доступе, в СМИ.

Организация кадетских классов стала возможной по ряду сложившихся условий:

  •  интерес детей к данному виду деятельности;
  •  единство классного руководителя и ученического коллектива в организации жизнедеятельности такого класса;
  •  активное содействие родителей;
  •  наличие материальной базы в школе для организации специальных занятий;
  •  установившиеся связи школы с учреждениями города, которые помогают в организации воспитательного процесса.

Вводя специальные предметы, опираясь на идею служения Отечеству на гражданском и военном поприще, мы решили, что необходимо создать систему на основе оптимального сочетания общего образования и социально значимых программ дополнительного образования. Такая ситуация имеет все характеристики, присущие правоохранительной деятельности: романтика в сочетании с трудом и ответственностью, высокой степенью дисциплины и умением действовать в нестандартной ситуации.

 

Прием учащихся в кадетский класс у нас проводится в июне-августе

При формировании кадетского класса значительное внимание мы уделяем состоянию здоровья ребенка, так как учебная программа дополнительного образования предусматривает повышенную физическую нагрузку.

Создав кадетские классы, педагогический коллектив школы сформулировал задачи, которые решает в ходе учебно-воспитательного процесса:

 

1.      Предоставление, наряду с основным общим (полным) образованием, начальных профессиональных знаний и навыков, необходимых для осознанного выбора профессии и дальнейшего обучения в соответствующих вузах.

2.      Создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного и физического формирования личности воспитанников, всестороннего развития их способностей и творческого потенциала.

3.      Воспитание любви к Родине, ответственного понимания служебного и гражданского долга.

4.      Формирование высокой культуры, морально-психологических, деловых и организаторских качеств.

5.      Привитие воспитанникам чувства чести и достоинства, уважения к правам и свободам человека.

6.      Оказание помощи родителям в воспитании и формировании у учащихся навыков самостоятельности, трудолюбия и дисциплинированности.

 

Правовой базой для создания кадетских классов стали:

  • Распоряжение Президента РФ от 09.04.1997 № 118-рп «О создании образовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов)»;
  • Постановление Правительства РФ от 15.11.1997 № 1427, утвердившее «Типовое положение о кадетской школе (школе-интернате)»;
  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования от 18.07.2002 № 2783;
  • Устав школы;
  • Положение о специализированном (кадетском) классе;
  • Договор о совместной деятельности с Государственным учреждением ОВД по Онежскому району.

 Несмотря на обилие специальных дисциплин, содержание образовательного процесса в кадетских классах определяется государственным образовательным стандартом основного общего, среднего (полного) общего образования. В основу индивидуальных учебных планов в кадетских классах положен принцип общедоступности и адаптивности образования к уровням и особенностям развития, подготовки обучающихся.

В учебном плане кадетских классов предусмотрено профильное изучение истории, права, ОБЖ, физической культуры, русского языка и математики по выбору.

Воспитательная работа строится в кадетских классах на основе развития самоуправления. Выбраны командиры класса и командиры отделений. При этом у каждого есть свои строго определенные права и обязанности, закрепленные в Положении о кадетских классах, принятом на общих собраниях учащихся. У кадетских классов есть также свое знамя, гимн и форма.

Воспитательный процесс в кадетских классах в первую очередь направлен на сплочение коллектива, воспитание таких качеств как честь и доброта, уважение к человеку, готовность защитить слабого, способность преодолевать трудности, своевременно оказать помощь.

Одним из важных звеньев в любой воспитательной работе должно быть подведение итогов и награждение за успехи. По итогам урочной и внеурочной деятельности подводим итоги дважды в год – в день рождения кадетского класса и по окончании учебного года. Кадетам, окончившим учебный год с отличием, присваивается очередное звание.

По окончании школы и получению общего (полного) среднего образования каждому выпускнику кадетского класса будут выдаваться сертификаты, а также рекомендации желающим поступить в учебные заведения системы МВД России.

Мы надеемся, что работа по созданию кадетских классов в нашей школе будет продолжена. И в настоящий момент видим такие перспективы, как:

  • Создание и развитие элементов учебно-материальной базы, обеспечивающей реализацию дополнительных образовательных программ.
  • Совершенствование системы социальной защиты воспитанников кадетских классов.
  • Широкое привлечение различных учреждений и организаций города к оказанию шефской помощи.

Школьный слет кадетских классов

«Виват, кадеты!» - так назывался первый слет кадетских классов, который прошел в школе № 4 в 2016 году. Волнение участников – учащихся 1,2,3.4 кадетских классов и их кураторов – учеников 10 кадетского класса - передалось и родителям, пришедшим посмотреть, как их дети пройдут все этапы слета. На первом – «Строевая подготовка»- кадеты продемонстрировали умение выполнять команды руководителя О. В. Елушовой и командиров отделений по построению, перестроению в две – три шеренги, строевому смотру. Затем каждый кадетский класс по своему маршрутному листу прошел станции «Знаменитые кадеты», «Азбука дорожной безопасности», «Краеведение», «Азбука этикета». Эти предметы изучаются ребятами в рамках программы дополнительного кадетского образования.


На каждом этапе слета юные кадеты получили дополнительную информацию и показали свои знания. Подготовили интересный материал и организовали работу станций классные руководители кадетских классов Чирцова Т.В., Кашина Т.А., Исакова Н.А., Васьковская В.Е. Заключительный этап, посвященный искусству танца и хорового пения, проходил в актовом зале школы. Кадеты из 10 класса кружились в прекрасном вальсе, пары из 3 и 4 кадетских классов тоже показали танцевальный номер. Дружно и слаженно прозвучал «Кадетский гимн», в исполнении всех участников слета, на котором царила атмосфера единства, кадетского братства и взаимопонимания.

Веками проверен девиз:

«Жизнь - Родине, честь - никому!»

Ты этим девизом гордись,

Прославь кадетскую форму свою! – такими словами завершился первый школьный слет кадетских классов.


КАДЕТСТВОМ МЫ ЖИВЁМ

 

Чирцова Мария: Кадетское движение, безусловно, нужно в школе. Оно воспитывает дисциплину, даёт некую ответственность, потому что человек должен вести себя достойно, если он надел погоны, даже если этот человек всё ещё ученик школы. Кадетское движение воспитывает в человеке патриотизм и любовь к Родине, помогает ему изучить историю страны и становление общества, и его законы. Самое запоминающееся событие – участие класса в Параде Победы. В подготовке к различным мероприятиям нам, несомненно, помогали и помогают лучшие преподаватели, на мой взгляд, и за это время мы стали настоящей семьёй. На мой взгляд, кадетское движение надо развивать, но начинать привлекать к нему детей с 5 – 6 класса.

 

Лупандина Лиза: Кадетское образование, прежде всего, воспитывает в детях силу, терпимость, выносливость, ум, уверенность и дисциплину. При поступлении в кадетский класс ты проходишь, начальный этап подготовки, который в дальнейшем, например при поступлении в военные вузы может очень помочь. В нашем кадетском классе усложнённая учебная программа, введена хореографическая, строевая и огневая подготовка. Я считаю, что открытие кадетского класса в нашей школе – это большой плюс как для школы, так и для детей, обучающихся в них. Это бесценный и очень важный опыт. Я рада, что учусь в кадетском классе школы № 4 Имени Дважды Героя Советского Союза Александра Осиповича Шабалина и выпускаюсь из неё кадетом 11 класса.

 

Кондратьев Сергей: Отдельно скажу о руководителях. Любовь Фёдоровна постоянно заставляла нас что-то делать, чего мы не хотели и это правильно. Так же всегда поймёт и поддержит. Ольга Васильевна и Михаил Алексеевич – их сложно разделить. Строевая подготовка, дисциплина – неотъемлемые части кадета. Они вбивали в нас это постоянно. Меня часто ругали, но ругали заслуженно. Попав в коллектив, я обрёл новых друзей. Наш класс самый чёткий, лучший, крутой.

 

Сидоренко Татьяна: Кадетское образование важнейшая составляющая для воспитания в человеке патриотизма. В нас вкладывали те знания, которые в обычном классе обходят стороной. Например, правила этикета каждый из нас знает, как нужно вести себя в обществе, каждый из нас поможет другому в любой ситуации. Вся эта деятельность, которой занимаются кадеты, во-первых, объединяет, делает наш коллектив сплочённым. Во-вторых, воспитывает в нас только лучшие качества. Всем учителям хочется сказать большое спасибо, именно они вкладывают в нас всё самое ценное – это знания во всех сферах жизни. Кадеты должны быть всегда активными, проявлять свои умственные, физические и творческие способности. Для этого мы участвуем в различных конкурсах, ездим на соревнования.

 

Крылова Анна: Кадетское движение очень важно для формирования личности. Оно учит дисциплине, долгу перед Отечеством и уважению к своей Родине. Одним из самых запоминающихся событий были «Посвящение в кадеты», где каждый давал клятву у знамени, и Парад Победы. Иногда много людей смотрят на тебя, и ты не должен опозориться. Наши руководители – Михаил Алексеевич и Ольга Васильевна хорошо постарались, чтобы обучить нас всем основам. Для нашего класса важны такие понятия, как дисциплина и долг. Многие из нас свяжут свою жизнь с военной и правоохранительной деятельностью. Наш коллектив очень дружный и мы умеем работать в команде. Я считаю, что кадетских классов должно быть больше, так как они воспитывают в нас людей.

 

Бочарова Оля: Что же дал мне кадетский класс? Силу воли, ответственность за свои поступки, более серьёзно подходить к выполнению каких-либо заданий. В первую очередь это дисциплина. Считаю, что кадетский класс нужен школе, так как на кадетов смотрят и равняются другие ученики, которые учатся в обычных классах. Наш класс, как одно целое, семья. Мы дружны, помогаем тому, кто нуждается в нашей помощи. Наш класс силён, умён и артистичен. Что можно сказать об одноклассниках? Все хорошие ребята, друг друга ценим и уважаем. Мы участвуем во всех мероприятиях: маршируем, стреляем, поём, танцуем и многое другое. Наши наставники: Зворыкина Любовь Фёдоровна, Гаврилов Михаил Алексеевич и Елушова Ольга Васильевна.

 

Жгулёв Иван: Я выбрал кадетский класс, потому что почти все мои друзья и знакомые после 9-го класса пошли учиться в кадетский класс. Они рассказывали, что там хорошо, интересно. Мне нравилась их форма. И ещё мне нравится профессия военного. После 9-го класса я сразу определился куда пойду. И вот я уже заканчиваю школу. Здесь я научился многому. Ходить строем, не нарушать дисциплину в строю, стрелять. Кадетство – это интересно и полезно.

 

И вот ещё некоторые высказывания кадетов:

 

«Кадетское образование мне дало более обширные знания по правоохранительной деятельности, а также по строевой подготовке. Наш коллектив сплочённый и дружный. Мне запомнились походы и участие в мероприятиях. Считаю, что обучение в кадетском классе должно начинаться с 7 класса, так как в раннем возрасте дети не понимают всей ответственности и трудности кадетского образования».

 

«Что дало мне кадетское образование? Конечно же, новые пути в жизнь, образование. Добрых и верных друзей. Научило жить взрослой жизнью. Подготовило к различным проблемам и трудностям. Вложило в меня часть кадетства. Дало мне мою кадетскую семью – одноклассников. Я не жалею, что провёл эти 2 года в кадетском классе школы № 4».

 

«Учась в кадетском классе, прежде всего, устанавливается дисциплина. Вводятся профильные предметы, такие как право, обществознание. Так же учёба в кадетском классе и все те знания, которые мы получили (строевая подготовка, сборка и разборка автомата) в дальнейшем могут пригодиться, ведь многие из нас дальше хотят связать свою жизнь с этим. Самое запоминающееся событие – «Посвящение в кадеты», участие во многих мероприятиях, связанных с кадетским движением».

 

«Наши руководители по строевой и огневой подготовке Гаврилов Михаил Алексеевич и Елушова Ольга Васильевна хоть иногда и строгие, всё равно остаются самыми лучшими. На этих занятиях было не всегда легко, но мы справлялись с этим».

 

«Обучение в кадетском классе дало мне на время почувствовать себя настоящим военным. Примерить на себе военную форму. Благодаря обучению в кадетском классе, я больше узнал о военной службе, нашёл много новых друзей. Кадетские классы, несомненно, нужны. Они помогают детям подготовиться к службе в армии, особенно, если они хотят стать офицерами. Самое запоминающееся событие это поездки на областные почётные караулы и хоть мы там и не победили, но зато получили незаменимый опыт».